Добро пожаловать!  Khush kelibsiz!  Қош келдіңіз!  Кош келдыныздер!  Хуш омадед!  Hoş geldiňiz! !ترحيب

    Гениальные люди не умирают. Потому что их интеллектуальная, эмоциональная и духовная Bселенная настолько богата, объемна, многогранна, что после их физической смерти мы ощущаем не только их влияние, но и незримое присутствие. Мы соотносим с ними свои поступки, советуемся, учимся. И поэтому из далеких веков гениальный учитель Ибн Сина обращается к нам-сегодняшним.
sina
Абу-Али Ибн Сина (Абу-Али ал-Хусейн Ибн-Абдаллах Ибн-Сина, латинизир. Авиценна)
(980-1037).
57 лет

        Великий персидский ученый, врач, философ, музыкант.
     Европейцы часто называют Ибн-Сину Авиценной, т.к. в процессе перевода на латынь в XII в. латинское произношение его имени "Абен" или "Авен Сина" трансформировалось в "Авиценну", и под этим именем он стал известен на Западе.

    Родился 16 августа 980 г. в селении Афшана, вблизи Бухары. Его отец был крупным чиновником в правительстве Саманидов. С раннего возраста проявлял исключительные способности и одаренность. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. С 20 лет Ибн Сина  начал лечить людей, не беря за это никакой платы, а в 22 года его уже стали называть «князем врачей». В 27-летнем возрасте он вылечил Нух-ибн-Мансура, эмира Бухары из династии Саманидов, за что был назначен придворным врачом. Так Ибн-Сина получил доступ к великолепной библиотеке эмира Бухары, где и проводил долгие часы, занимаясь изучением медицины, математики, астрономии и философии.

     Ибн Сина жил в неспокойную эпоху, и такой же переменчивой была его жизнь: годы благополучия сменялись годами скитания. В силу гениального дарования в различных областях и, прежде всего, медицины, он пользовался благосклонностью власть имущих, был видным государственным деятелем и советником крупнейших правителей, а при переменах во власти и политических потрясениях вынужден был спасаться от преследований то пешком, то верхом, и скитаться в поисках убежища по различным городам Средней Азии и Ирака; порой он кормился только врачеванием. Многие свои работы он писал в седле во время долгих переездов. Не раз его бросали в тюрьму, где он также написал часть своих сочинений.

    В жизнеописании Ибн-Сины приводится история о пребывании его в заточении в крепости Фарджан, возведенной на высокой скале неподалеку от Хамадана для защиты подступов к столице. Комендант крепости страдал от глухоты, и глухота его все усиливалась. На третий день заключения Ибн-Сина осмотрел его уши, промыл их и вытащил серные пробки, после чего старик стал различать привычные звуки. В благодарность за исцеление он приказал освободить ученого от цепей, даже принес узнику бумагу из собственной канцелярии, чернильницу и тростниковое перо, и в заключении Ибн-Сина написал «Книгу о правильном пути», переделал «Книгу о коликах».

     Ибн Сине пришлось побывать при дворах нескольких султанов и эмиров того времени, он был придворным врачом саманидских и даилемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане, поселился затем в Исфахане, но нигде не знал полного покоя, безопасности и умиротворения.

     Так, в 1030 году, после захвата Исфахана Масудом Газневи все вещи Ибн-Сины были разграблены. Исчезла огромная энциклопедия, озаглавленная Китаб аль-Инсаф («Книга беспристрастных суждений», 28000 вопросов и ответов в двадцати томах), где он противопоставлял свою собственную философию, назаванную им «восточной философией» (хикмат машрикийа) произведениям других мыслителей, изобилующим трудностями и неувязками. Ему удалось восстановить лишь несколько фрагментов этого колоссального труда.

   Преследуемый до конца жизни врагами и завистниками, он не имел семьи, и с подорванным здоровьем нашел смерть в пути – во время похода эмира Алаед-Дауда – в Хамадане в 1037 году, в возрасте 57 лет. Перед смертью он приказал раздать все свое имущество беднякам. Похоронен в Хамадане (Иран), где и сейчас находится его могила.
 
    Трактаты Ибн-Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе. Всего произведений Ибн Сины насчитывается более двухсот.
     Основной труд Ибн-Сины – энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 книгах) – обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, где изложена его система медицины, в главных чертах имеющая много общего с системой Галена.
     «Канон врачебной науки» – одна из самых знаменитых книг в истории медицины. Этот капитальный труд, включающий в себя около 200 печатных листов, уже в двенадцатом веке был переведен с арабского языка на латинский и разошелся во множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок, «Канон...» оказался среди первых печатных книг, и по числу изданий соперничал с Библией. Латинский текст «Канона врачебной науки» был издан впервые в 1473 году, а арабский – в 1593 году (в 4-х томах в Риме). Существует множество переводов «Канона…» на латинский язык. Самый тщательный из них принадлежит Племию (Львов, 1658). 
     «Канон…» много веков был обязательным руководством для врачей, в том числе – в средневековой Европе, и выдержал около 30 латинских изданий.
     Точная дата завершения работы над «Каноном...» не установлена. Предположительно, это 1020 год.


    Свои медицинские открытия Ибн Сина изложил и в стихотворной форме в виде поэмы, причем сделал это с умыслом: в форме стиха наставления лучше воспринимаются и запоминаются потомками.
    «Поэма о медицине» (Урджуза), написанная рукой Ибн Сины, жива и сегодня. Она находится в Институте востоковедения Академии наук Узбекистана (г. Ташкент). Это второй по объему и значимости медицинский труд Ибн Сины после знаменитого «Канона врачебной науки».

  Из «Поэмы о медицине»:             О пище и питье
                                              « Хвалы достойна пища, если вновь
                                              Она заменит и очистит кровь.
                                              Полезна рыба непременно тем,
                                              Кто обессилен, истощен совсем.
                                              Остры и терпки лук, чеснок, горчица,
                                              Но польза в них великая таится».


     В «Трактате о пульсе» Ибн-Сина описывает боле 60 разновидностей простого и 30 видов сложного пульса, а также говорит об их диагностическом значении.

   Любая книга, написанная Авиценной, содержит отдельные главы, посвященные вопросам частной и общей фармакологии. Он рассматривает свыше 3000 простых и сложных лекарственных средств, более 80% из них – растительные.

     Ибн-Сину и поныне называют «бессмертным великим мыслителем Востока». Его открытия относятся не только к медицине, но и к философии, математике, поэзии и литературоведению.

    В латинском переводе изданы и его философские сочинения. Особенное внимание схоластиков обратило на себя сочинение Авиценны о метафизике (служащее комментарием к метафизике Аристотеля). Основные философские сочинения – «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений» и другие – содержат также естественнонаучные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины.

     Афоризм Авиценны:         «О мудрости твердят: она бесценна,
                                                    Но за нее гроша не платит мир».

     И еще один афоризм:       «О том, что у тебя болит живот,
                                                    Больному говори – здоровый не поймет».


        Об Ибн-Сине слагают легенды, рассказывают сказки, передают из уст в уста притчи.
        Мы приводим здесь некоторые из них, напоминая на всякий случай, что народные сказания и предания обычно имеют мало общего с реальностью и не могут использоваться как факты биографии великого Учителя...

Ибн-Сина. Притчи:

Наблюдательность и чувствительность
Женское коварство и истина
Звуки сердца
Находчивость
Практическая психология


Ибн-Сина. Сказки *:

Ибн-Сина и жена султана
Ходжа Ибн-Сина
Ибн-Сина и то, чего «Нет в мире»
Книга «Зерцало мира»
Ибн-Сина и медники

__________________
* Текст сказок приведен по книге:
    Персидские сказки. Составитель Н. Османов, отв. ред. Д.С. Комиссаров. – М.: Изд-во восточной литературы, 1958. – 512 с.
    Яндекс.Метрика